version

Положение о психолого-педагогической службе

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий Государственным
бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом № 45 компенсирующего вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
___________________Е.И.Петрова

ПРИНЯТО
Общим собранием работников Образовательного учреждения
Образовательного учреждения
Протокол № __________
от «______»______________20____г

ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогической службе
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада №45 компенсирующего вида Красносельского района
Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург, 2016 год

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет организационную структуру, порядок управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической службы (далее ППС) и направлено на утверждение статуса психолого-педагогической службы в Образовательном учреждении.
Под психолого-педагогической службой ДОУ понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителя и специалистов дошкольного образовательного учреждения, ориентированная на психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.
Правовой и организационно-методической основой формирования психолого-педагогической службы в детском саду выступают:
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, утвержденным приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636.
Проект Концепции психологической службы образования (1999 год).
Проект Концепции службы специальной психологии в системе образования (1998 год)
Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.2001г. № 29/1886 – 6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Методические рекомендации о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) ОУ Минобразования РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 года.
Правовая база образовательного учреждения, настоящее Положение.
Психолого-педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности:
Конституцией РФ.
Законами, Постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования (в частности Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Декларацией прав и свобод человека.
Конвенцией о правах ребенка.
Современной концепцией дошкольного воспитания (1989 год).
Концепцией специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития (1989 год).
Положение о психологической службе в ОУ.
Концепция непрерывного дошкольного и начального образования.(2001 год).
Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в ОУ.
Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного взаимодействия».
Объектом психолого-педагогической службы ДОУ является процесс воспитания в соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, предметом – социально-психологические условия успешного воспитания и развития.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ППС
2.1. Цели:
содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования дошкольников и подготовке педагогического коллектива к освоению психологопедагогических основ социализации ребенка;
помощь администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностноориентированного и воспитательнообразовательного пространства, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса – детей, родителей, педагогов и специалистов;
содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи;
оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

2.2. Основные задачи:
психологический анализ социальной ситуации развития единого образовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития детей, их познавательных интересов и продуктивной деятельности;
содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей, формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии;
помощь администрации и педагогическому коллективу в осуществлении взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;
психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников;
обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставление научнометодических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов;
содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
3.1 Деятельность ППС обеспечивается под непосредственным руководством заведующего , заместителя заведующего по воспитательной работе и координируется нормативноправовой и методической базой научнометодического центра района.
3.2 Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её организацию в учреждении возлагается на заведующую ДОУ.
3.3 Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога определяется согласно штатных единиц ОУ на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования РФ.
3.4 Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами ОУ, окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология», «дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим диплом государственного образца.
3.5 Психолого-педагогическая служба в ОУ функционирует согласно учебного года с IX – V (9 месяцев)
3.6 В деятельности психолого-педагогической службы выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и специализированная.
3.7 Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом участникам образовательного учреждения: педагогам, родителям.
3.8 Квалифицированная помощь детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.
3.9 Психолого-педагогическая служба является составляющей службой здоровья, в состав которой входят:
- учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с нарушениями речи;
- учитель-дефектолог обеспечивает сопровождение детей, имеющих нарушения развития;
- педагог-психолог активно взаимодействует с семьей, контролируя условия эмоционального благополучия ребенка;
Эта структура представляет собой медико-психолого-социально-педагогический консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями.
3.10 Деятельность психолога ограничена нормативами. Недельная ставка психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов. На ставку психолог обслуживает в Образовательном учреждении 115 детей, из них – 19 детей раннего возраста, по отношению к которым осуществляются адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в детское учреждение.
3.11 Коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста педагог-психолог осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ДОУ, программ, утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе валидных разработок (методик).

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
4.1 Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями через:
психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров – тренингов, бесед);
психопрофилактику;
диагностическую работу;
коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
консультативную деятельность.
4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогом-психологом на:
психопрофилактическую работу по адаптации детей к условиям ОУ;
индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и социально-психологических особенностей);
групповое обследование (диагностика на готовность детей к школьному обучению, состояние эмоционально-психологического климата в группе);
индивидуальные консультации педагогов и родителей по результатам индивидуальных и групповых обследований;
индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
групповые коррекционно-развивающие занятия;
просветительская работа;
экспертная работа;
4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на:
организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов).
4.2 Количественные показатели основного времени педагога-психолога следующие:
диагностика индивидуальная на начало (IX, X);
конец (IV, V) учебного года;
промежуточная (I) для детей группы риска и слабо усваивающих программу детского сада;
диагностика групповая подготовительная на готовность к школе;
развивающие и коррекционно-индивидуальные занятия;
развивающие и коррекционно-групповые;
консультирование;
экспертные мероприятия;
просветительские мероприятия.
4.3 Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий проводится только с согласия родителей, а медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение каждого ребенка согласно двухстороннего договора с родителями.
4.4 Психологическое просвещение педагогов и родителей через консультации, участие в педсоветах, родительских собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях ДОУ.
4.5 Взаимодействие с членами коллектива ОУ по вопросам развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения.
4.6 Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.7 Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического климата в учреждении.
4.8 Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива.
4.9 Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы).
4.10 Документация и формы отчетности психологической службы ОУ: члены психолого-педагогической службы, педагог-психолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида имеют документацию и отчетность по следующим формам:
План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
Перспективный план работы с детьми на год, квартал.
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.
Журнал консультаций психолога.
Журнал учета групповых форм работы.
План психолого-социальной помощи ребенку.
Карта психологического обследования ребенка.
Программа работы педагога-психолога с группой.
Коррекционная работа:
- программа коррекционно-развивающих занятий с учетом:
- требований к авторским программам;
- журнал планирования и учета групповых занятий;
- журнал планирования и проведения индивидуальных занятий.
Групповые тетради для рекомендаций педагогам.
Графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных, позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы в целом.
4.11 В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты:
справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в психологической и медико-педагогической помощи;
о пополнении оснащения кабинета педагога-психолога;
материалы из опыта работы по приоритетной деятельностью.

V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ
5.1 В соответствии с законодательством РФ, педагог-психолог, как и любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несут персональную ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций.
5.2 Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической службы в соответствии с формами установленного образца.
5.3 Каждый специалист психолого-педагогической службы несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
5.4 В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической службы:
рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
повышают свой профессиональный уровень;
применяют современные научно обоснованные методы профилактической, диагностической, развивающей, и коррекционной работы;
в решении всех вопросов исходят из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации учреждения образования;
держит связь с социальной службой РОО;
оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;
содействуют развитию психоло-педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской психологии, дефектологии, педагогики, соблюдения прав детей;
ведут запись и регистрацию всех обращений родителей, педагогов.

5.5 Участники психолого-педагогической службы имеют право:
Педагог-психолог:
- на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующей ДОУ.
Все участники психолого-педагогической службы:
на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом «Об образовании» и соответствующими распоряжениями Правительства РФ, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и др.);
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
на создание администрацией образовательного учреждения условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением;
знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов учреждения образования, в работе комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных газетах, журналах и пр.;
обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью воспитанникам.

VI. ПООЩРЕНИЯ
6.1 За своевременное и качественное выполнение функций и задач коллектив ППС может поощряться согласно положениям ТК РФ, коллективного договора, Устава по приказу руководителя.
6.2 Показателями качества работы ППС являются:
качество и своевременность проводимых обследований по направлениям деятельности;
надежность принимаемых на их основе решений;
эффективность психологопедагогических воздействий на участников педагогического процесса;
качество оформления заключений и рекомендаций, уровень трудовой дисциплины.

6.3 Сотрудники ППС поощряются за выполнение следующих показателей:
увеличение контингента воспитанников, прошедших психологопедагогическое обследование и получивших квалифицированную помощь;
рост числа выпускников Образовательного учреждения с высоким уровнем готовности к школьному обучению;
уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к детскому саду;
расширение круга родителей, получивших необходимую консультационную помощь;
сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом;
своевременное изучение и оптимизация социальнопсихологического климата в педагогическом коллективе.
6.4 Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении осуществляются руководителем ППС исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. Работу руководителя ППС оценивает заместитель заведующего по воспитательнообразовательной работе.

 

Психолого-педагогическое_сопровождение_обучающихся.pptx