version

Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 45 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

[1]Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 

Обязательная часть Программы полностью соответствует примерной основной образовательной программе дошкольного образования.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальных программ:
Т.В. Коваленко «К Здоровой семье через детский сад» для детей от 0 до 7 лет и их родителей;
О.С. Ушакова «Программа развития речи дошкольников»;
Г.Т. Алифанова «Первые шаги»;
Л.Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина,  А. П.  Зарин, Н. Д. Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»;
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»,
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
 

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (статья 64, часть 1 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

[1]Статья 64, часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Программа служит механизмом реализации ФГОС дошкольного образования и раскрывает содержание, принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

 
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цели:

  • проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
  • осуществление ранней полноценной социальной и образовательной интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду нормально развивающихся сверстников.

Задачи:

  • создать комплексную систему физического воспитания и оздоровления дошкольников;
  • формировать основы здорового образа жизни путем воспитания активной жизненной позиции
  • в отношении собственного здоровья;
  • обеспечить реализацию деятельностного подхода в образовательном процессе;
  • создать эффективную модель реализации комплексно-тематического подхода в
  • образовательном процессе Образовательного учреждения на основе интеграции деятельности педагогов.

1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ПРОГРАММЕ:

  • поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Образовательного учреждения) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Образовательного учреждения, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПЯТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Образовательном учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формы: занятия, педагогические гостиные, круглые столы, «вечера вопросов и ответов», родительские клубы по интересам, совместные праздники с детьми и родителями, Дни открытых дверей для родителей; детско-взрослые проекты (групповые спектакли), экскурсии.

Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Методы: наглядные (наблюдения за действиями взрослых, за хозяйственно-бытовым трудом взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов), словесные(чтение и разучивание стихов, литературных произведений, потешек; вопросы, указания, объяснения, беседы), практические(игровые развивающие ситуации, инсценировки, экспериментирование и игры с разными материалами, дидактические игры, игровые ситуации.

Средства: стихи, литературные произведения с красочными иллюстрациями, пословицы, сюжетные игры и другое.

Условия:

  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Формы: экскурсии, целевые прогулки, непрерывная образовательная деятельность, игры-путешествия, развлечения, досуги.

Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Методы: наглядные (наблюдения, опытническая и поисковая деятельность, показ и рассматривание демонстрационных материалов), словесные (вопросы, указания, объяснение, беседа), практические (опытническая и поисковая деятельность, дидактические игры).

Средства: дидактические игры, картины, стихи, пословицы, книги с иллюстрациями и другое.

Условия:

  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы: экскурсии, целевые прогулки, непрерывная образовательная деятельность, игры-путешествия, литературные викторины, выставки рисунков по литературным произведениям, инсценировки, драматизации по сказкам, игровые упражнения, дидактические игры, конкурсы чтецов.

Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Методы: наглядного моделирования: по картинно-графическому плану (пересказ по предметным картинкам), использование пиктограмм (пиктограмма от латинского – рисовать и греческого – запись – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде), осмотр, экскурсия, рассматривание предметов; показ картин, фотографий, кинофильмов; описание картин, игрушек; составление сюжетных рассказов и другое.

Средства: песенки, потешки, заклички, небылицы, сказки, литературные произведения; стихотворения, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, сюжетные картины, презентации и слайд-шоу.

Условия:

  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • развитие коммуникативных способностей детей, умения детей работать в группе сверстников;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Художественно-эстетическое развитиепредполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Формы: непрерывная образовательная деятельность, детские спектакли, развлечения, праздники, викторины, выставки, виртуальные экскурсии, конкурсы.

Способы: исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

  • способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);
  • способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания (если ребенок научится сопереживать — будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);
  • способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);
  • способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Методы: наглядные (показ, рассматривание, наблюдение), словесные (объяснение, указания, анализ, убеждение, побуждение), практические (обследование, экспериментирование, упражнение в практических действиях, творческие игры, поисковые ситуации), метод сотворчества с педагогом, художником и сверстниками, метод поисковых ситуаций, метод сенсорного насыщения, метод нетривиальных творческих ситуаций, метод преднамеренных ошибок.

Средства: художественная литература, фольклор, музыкальные произведения, произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, конструирования), сказки, все виды театров, игры.

Условия:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с другими видами занятий;
  • ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт жителей России);
  • преемственность в работе с учреждениями культуры;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, легкий бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Формы: физкультурное занятие, индивидуальная работа, игровые упражнения, подвижные игры, гимнастика после дневного сна, утренняя гимнастика, корригирующие упражнения, физкультурный досуг, физкультурный праздник, День здоровья, физминутки, прогулки.

Способы: игровая, практическая, соревновательная деятельность.

Методы: наглядные (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, слуховые и зрительные ориентиры рассматривание физкультурных пособий,  картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о физических упражнений, видах спорта, спортсменах); словесные (объяснения, пояснения, указания; анализ, оценка движений ребенка, команды, распоряжения, вопросы, обсуждение, беседа); практические(повторение упражнений, проведение упражнений в игровой  и соревновательной форме).

Средства: стихи, песни, пословицы, физкультминутки, атрибуты, картины, схемы – символы, спортивное оборудование и другое.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

  • Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом Образовательного учреждения и родителями. Ознакомление родителей с результатами.
  • Изучение условий семейного воспитания через анкетирование и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
  • Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных маршрутов физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья.
  • Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в Образовательном учреждении и семье:

- зоны физической активности;

- закаливающие процедуры;

-  оздоровительные мероприятия.

  • Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей (законных представителей).
  • Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в Образовательном учреждении.
  • Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика, физические упражнения и т.д.) с целью профилактики заболевания детей.
  • Согласование с родителями индивидуальных маршрутов оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в Образовательном учреждении.
  • Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
  • Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений.
  • Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
  • Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи Образовательного учреждения с медицинскими учреждениями.
  • Организация консультативного пункта для родителей в Образовательном учреждении для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
  • Подбор и разработка комплексов упражнений для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения с целью регулярного выполнения дома и в Образовательном учреждении.
  • Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и физического развития на основе взаимодействия общеобразовательных школ и участием медицинских работников.
  • Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
  • Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в Образовательном учреждении.

Информационное взаимодействие с родителями:

  • Предоставление в распоряжение родителей Программы, ознакомление родителей с критериями оценки здоровья детей с целью обеспечения смысловой однозначности информации.
  • Персонализация передачи информации о здоровье каждого ребенка, реализуемой разнообразными средствами.
  • Проведение «Дня здоровья» и физкультурных праздников с родителями.
  • Создание специальных стендов.

Условия:

  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, двигательной и др.);
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

0001

Полноценное развитие ребенка осуществляется в определенных социальных условиях жизни ребенка, в процессе общения и деятельности; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, ориентация на общечеловеческие ценности, введение детей в мир культуры, установление сотруднических отношений с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Важным условием организации образовательного процесса является объединение усилий со стороны всех участников образовательных отношений. Особую роль играют субъективные факторы (взаимодействия и взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, психологический климат) и объективные (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.).

Воздействие на личность воспитанников осуществляется через формирование ее отношений ко всему окружающему. Оно обеспечивается активностью участников взаимодействия.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности требует отбора содержания образования, применение средств и методов, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. В наибольшей степени эффективному познавательному развитию способствует интеграция содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция содержания образования означает объединение обобщенных понятий, которые являются общими для разных образовательных областей и создание новой целостной системы понятий.

Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает образовательный процесс интересным и содержательным.

Суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников значительнее эффективнее и наиболее целесообразно по сравнению с изолированным влиянием отдельных компонентов.

Интеграция пронизывает все структурные составляющие образовательного процесса:

  • реализация целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;
  • установление межвидовой и внутривидовой интеграции - связей между содержанием разделов образовательной области и связей внутри этих разделов;
  • построение системы применяемых методов и приемов в организации образовательной работы;
  • обеспечение взаимосвязи и взаимопроникновения видов детской деятельности и форм их организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им содержания начального общего образования.

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка.

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса и выражается:

  • в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;
  • в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;
  • в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику и взаимодействию с ним;
  • в организации комфортного предметно - игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.

2.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В целях эффективной реализации Программы необходимо тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

СХЕМА

 родители схема

 Предполагаемый результат: своевременная коррекция системы реализации Программы Образовательного учреждения и принятие управленческих решений, направленных на устранение недостатков, для дальнейшего развития Образовательного учреждения.

2.5. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

Цели:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорноздвигательного аппарата, обусловленных  недостатками в их физическом и ( или) психическом развитии;
  • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных  возможностей детей ( в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);
  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с нарушениями опороно-двигательного аппарата,  оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.

схема 3

схема 4

Механизм реализации Программы: взаимодействие специалистов Образовательного учреждения, обеспечивающих системное сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, социальное партнерство.

Координирующая роль в реализации Программы принадлежит инструктору по физическому воспитанию, педагогу-психологу, учителю-логопеду, учителю-дефектологу. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, педагоги разрабатывают комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями и врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход  предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с взаимодействием педагогов-специалистов ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специалисты Образовательного учреждения намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Развивающая предметно-пространственная среда Образовательного учреждения соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и санитарно-эпидемиологическим требованиям (см. раздел 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов).

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Образовательного учреждения, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда Образовательного учреждения обеспечивает и гарантирует:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Образовательного учреждения, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации Программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции, обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда Образовательного учреждения создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.

Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда в Образовательном учреждении:

содержательно-насыщенна– включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

трансформируема – обеспечивает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

полифункциональна – создает возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступна – дает свободный доступ воспитанникам с нарушениями опорно-двигательного аппарата к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасна – все элементы развивающей предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды учитываются целостность образовательного процесса в Образовательном учреждении, в заданных ФГОС дошкольного образования в образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, игровой комнате), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Образовательном учреждении имеются приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда Образовательного учреждения обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации нарушений опорно-двигательного аппарата.

Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей.

В Образовательном учреждении имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В Образовательном учреждении созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

Развивающая предметно-пространственная среда в Образовательном учреждении обеспечена условиями для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогов, для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях пространство организовано так, что можно играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях имеется оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Развивающая предметно-пространственная среда Образовательного учреждения обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей).

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Образовательного учреждения оформлены с художественным вкусом; выделены зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В Образовательном учреждении созданы условия для информатизации образовательного процесса.

Для этого имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.). 

3.3. КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.3.1. Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих:

– к педагогическим работникам относятся такие специалисты, как воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

– к учебно-вспомогательному персоналу относятся такие специалисты, как помощник воспитателя.

Программа предоставляет право Образовательному учреждению самостоятельно определять потребность в педагогических работниках и формировать штатное расписание по своему усмотрению, исходя из особенностей реализуемой Программы и потребностей.

Согласно ст. 13 п. 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Образовательное учреждение вправе реализовывать Программу как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации. Следовательно, в реализации Программы может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с Образовательным учреждением.

Реализация Программы осуществляется:

1) педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в Образовательном учреждении.

2) учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в Образовательном учреждении.

3) иными педагогическими работниками, вне зависимости от продолжительности пребывания воспитанников в Образовательном учреждении.

Соответствующие должности иных педагогических работников устанавливаются Образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от содержания Программы.

3.3.2. Реализация Программы требует от Образовательной организации осуществления управления, ведения бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной и хозяйственной деятельности, организации необходимого медицинского обслуживания. Для решения этих задач руководитель Образовательного учреждения вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий.

3.3.3. В целях эффективной реализации Программы Образовательное учреждение создает условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т. ч. их дополнительного профессионального образования. Программой предусмотрены различные формы и программы дополнительного профессионального образования, в т. ч. учитывающие особенности реализуемой Программы.

3.3.4. Образовательное учреждение самостоятельно или с привлечением других организаций и партнеров обеспечивает консультативную поддержку руководящих и педагогических работников по вопросам образования детей, в том числе реализации программ дополнительного образования, адаптивных коррекционно-развивающих программ. Образовательное учреждение осуществляет организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы.

3.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательное учреждение обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи:

─ осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке Программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада Образовательного учреждения;

─ использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновлять содержание Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников Образовательного учреждения, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управлять Образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Образовательное учреждение создает материально-технические условия, обеспечивающие:

1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;

2) выполнение Образовательным учреждением требований:

– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:

  • к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
  • оборудованию и содержанию территории,
  • помещениям, их оборудованию и содержанию,
  • естественному и искусственному освещению помещений,
  • отоплению и вентиляции,
  • водоснабжению и канализации,
  • организации питания,
  • медицинскому обеспечению,
  • приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
  • организации режима дня,
  • организации физического воспитания,
  • личной гигиене персонала;

– пожарной безопасности и электробезопасности;

охране здоровья воспитанников и охране труда работников Образовательного учреждения;

3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры Образовательного учреждения.

При создании материально-технических условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Образовательное учреждение учитывает особенности их физического и психофизиологического развития.

Образовательное учреждение имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);

– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,

– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.

Программа оставляет за Образовательным учреждением право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации Программы.

Программой предусмотрено также использование Образовательным учреждением обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.5. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Финансовое обеспечение реализации Программы опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в государственном задании Образовательного учреждения, реализующей Программу.

Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и объем государственной услуги (работы) по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также по уходу и присмотру за детьми в Образовательном учреждении, а также порядок ее оказания (выполнения).

Программа является нормативно-управленческим документом Образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Программа служит основой для определения показателей качества соответствующей государственной услуги.

Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется на основании государственного задания и исходя из установленных расходных обязательств.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного общего образования в Образовательном учреждении, реализующем Образовательную программу, осуществляется в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Норматив затрат на реализацию Программы – гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного воспитанника, включая:

- расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;

- расходы на приобретение учебных и методических пособий, средств обучения, игр, игрушек;

- прочие расходы: коммунальные услуги, систем охранной сигнализации и противопожарной безопасности, первичных средств пожаротушения, содержание прилегающих территорий.

3.6. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Образовательного учреждения пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой Программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Образовательного учреждения.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на , формирование развивающей предметно-пространственной среды.

Планирование деятельности Образовательного учреждения направлено на совершенствование ее деятельности и учитывает результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации Программы Образовательного учреждения.

3.7. РЕЖИМ ДНЯ И РАСПОРЯДОК

В Образовательном учреждении определен режим и распорядка дня с учетом условий реализации Программы, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.

3.8. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ, ФИНАНСОВЫХ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ, КАДРОВЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

3.8.1. В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов Программы запланирована следующая работа:

1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:

– научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и смыслы отдельных положений Программы;

– нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации Программы;

– научно-методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с Программой;

– методических рекомендаций по разработке Программы Образовательного учреждения с учетом положений Программы и вариативных образовательных программ, а также адаптивных коррекционно-развивающих программ;

– практических материалов и рекомендаций по реализации Программы.

2. Апробирование разработанных материалов в Образовательном учреждении.

3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических материалов с Участниками совершенствования Программы, в т. ч. с учетом результатов апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.

4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям ее реализации.

5.Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение Образовательного учреждения, реализующих Программу.

3.8.2. Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять в процессе реализации Программы.

3.8.3. Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую очередь на повышение эффективности экономики содействия.

3.9. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи
от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

8. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)

9. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

10. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

3.10 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.

  1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.
  2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования:сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
  3. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2015.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011.
  5. Бостельман А., Финк М. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3–6 лет. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
  6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969.
  7. Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.
  9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1986.
  10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич. пособие для педагогов дошк. учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  11. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
  12. Корчак Януш. Как любить ребенка / Януш Корчак; пер. с польск. К.Э. Сенкевич. – Москва: АСТ, 2014. (Библиотека Ю. Гиппенрейтер).
  13. Корчак Януш. Уважение к ребенку. –СПб.: Питер, 2015.
  14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2013.
  15. Кривцова С.В. Патяева Е.Ю.Семья. Искуство общения с ребенком / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Учебная книга БИС, 2008.
  16. Кудрявцев В.Воображение, творчество и личностный рост ребёнка / Владимир Товиевич Кудрявцев.– М. : Чистые пруды, 2010.(Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика”. Вып. 25).
  17. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2012.
  18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.
  19. Манске К. Учение как открытие. Пособие для педагогов. – М.: Смысл, 2014.
  20. Мид М. Культура и мир Детства. – М., 1988.
  21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
  22. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод. рекомендации. – М., 1993.
  23. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО (0–7 лет). – М.: Просвещение, 2014.
  24. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://Navigator.firo.ru.
  25. Уденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство. Как изменились условия и потребности жизни детей. – М.: Университетская книга, 2010.
  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов: гриф МО, М.: Юрайт, 2014.
  27. Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. –М.: Смысл, 2014.
  28. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  29. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
  30. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М., 2013.
  31. Стеркина Р.Б., Юдина Е.Г., Князева О.Л., Авдеева Н.Н.,. Галигузова Л.Н, Мещерякова С.Ю. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. – М., АСТ, 1996.
  32. Ушинский К. Человек как предмет воспитания Т. 1 Опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. – М., 2012. – 892 с.
  33. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.
  34. Шулешко Е. Понимание грамотности. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. Книга первая. Условия успеха. Общая организация жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе, их взаимоотношений вне занятий и на занятиях по разным родам деятельности / Под ред. А. Рускова. – СПб.: Образовательные проекты, Участие, Агентство образовательного сотруднгичества, 2011. – 288 с.
  35. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
  36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  37. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Владос, 1999.
  38. Эриксон Э. Детство и общество / 2-е изд., перераб. и доп.; пер. с англ. – СПб.: Ленато: ACT: Фонд «Университетская книга», 1996.
  39. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. (Ред. и введение Е.Г. Юдиной) Педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

 

Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами)

Презентация Программы