В целях повышения эффективности противодействия преступления, совершаемым с использованием информационных технологий, прикрепляем для Вас социальные видеоролики, подготовленные юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры Российской Федерации!
Ролики размещены на платформе «Яндекс Диск»:
https://disk.yandex.ru/i/VgQM6cWLVCat8g
https://disk.yandex.ru/i/I06gdo2qjz7PAQ
https://disk.yandex.ru/i/VieGq2HBFI9bcg
Сегодня, благодаря доступности мобильных устройств и интернета, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни современного человека. Для детей и молодежи «серфинг» во всемирной паутине стал неотъемлемой частью времяпрепровождения. В связи с этим актуальными вопросами была и остается информационная безопасность, медиаграмотность.
Информация в интернет среде, предназначенная для детей и подростков, должна быть релевантной возрасту ребенка и безопасной.
Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Экспертами и членами Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества в рамках выполнения рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет» (далее - методические рекомендации).
Методические рекомендации направлены на качественное повышение уровня информационной деятельности общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в части информирования учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников об основных аспектах информационной безопасности.
Методические рекомендации позволят общеобразовательным организациям и органам, осуществляющим управление в сфере образования, актуализировать уже используемые и размещенные информационные материалы, так и подготовить их в случае их отсутствия с учетом лучших практик и рекомендаций.
В рамках методических рекомендаций рассматриваются следующие инструменты:
1. информационные стенды;
2. официальные интернет-ресурсы;
3. средства массовой информации (газеты, педагогические издания и другие).
Информационные стенды. На информационных стендах в общеобразовательных организациях, расположенных в фойе учреждений и в кабинетах, оснащенных персональными устройствами для выхода в сеть «Интернет», рекомендуется разместить информационные памятки, содержащие основные советы по обеспечению информационной безопасности обучающихся.
Средства массовой информации. В средствах массовой информации, ориентированных на обучающихся, рекомендуется в течение учебного года регулярно публиковать информационные материалы, посвященные отдельным аспектам информационной безопасности, а также различные памятки общего характера.
В средствах массовой информации, ориентированных на педагогическую общественность, рекомендуется в течение календарного года регулярно публиковать информационные материалы, посвященные отдельным аспектам информационной безопасности как несовершеннолетних, так и общеобразовательных организаций, а также различные памятки, обзоры нормативно-правового регулирования данной сферы и информацию о актуальных мероприятиях и событиях в данной сфере.
В ходе проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» рекомендуется обеспечить выпуск тематического выпуска средства массовой информации либо серии публикации, среди которых рассмотреть организованные мероприятия для обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогической общественности.
Официальные Интернет-ресурсы. Общеобразовательным организациям рекомендуется на своих официальных Интернет-ресурсах обеспечить функционирование самостоятельного и специализированного раздела «Информационная безопасность», в рамках которого предусмотреть размещение следующей информации:
№ п/п | Раздел/Подраздел | Формат представления материалов | Содержание материалов |
1. | Локальные нормативные акты в сфере обеспечения информационной безопасности обучающихся | Копии документов в формате *PDF |
Документы, регламентирующие организацию и работу с персональными данными, планы мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся и другие: Положение о парольной защите при обработке персональных данных и иной конфиденциальной информации в ДОУ Положение об использовании сети Интернет и электронной почты в Образовательном учреждении |
2. | Нормативное регулирование | Гиперссылки на соответствующие документы |
Актуальные сведения об федеральных и региональных законах, письмах органов власти и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних: Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности» Распоряжение Правительства о концепции информационной безопасности детей №2471-р от 2.12.2015 |
3. | Педагогическим работникам | Текст на странице сайта Копии документов в формате *PDF |
Лига безопасного Интернета мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев. Сетевичок мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий: Интернет-ресурсы для педагогических работников
|
4. | Обучающимся | Текст на странице сайта |
Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей.pdf Информационная памятка для обучающихся для размещения на официальных Интернет-ресурсах.pdf |
5. | Родителям (законным представителям) обучающихся | Текст на странице сайта |
Памятка для родителей (законных представителей) об информационной безопасности детей |
6. | Детские безопасные сайты |
Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля» «Интернет Цензор www.icensor.ru.
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
С полным текстом Вы можете ознакомиться по ссылке Памятка для родителей "Безопасный Интернет"
С каждым годом пользователей в Интернете становиться больше, а дети одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы.
Информационное пространство мы разделили на три составляющие:
- Пространство сети интернет – так называемое виртуальное пространство, позволяющее не только искать нужную информацию, но и имеется возможность пообщаться и поиграть.
- Средства массовой информации – передачи, мультфильмы, фильмы, которые смотрят наши дети по телевизору, а также слушают музыку, аудио сказки и т.п.
- Книжная продукция – газеты, журналы, книги и т.п., которые мы покупаем детям.
ПРОСТРАНСТВО В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
2. Договоритесь с ребенком о том, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время - чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
3. Предупредите ребёнка о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений.
4. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо ввести имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье - делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии сообщать адрес.
5. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни, если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить взрослым.
6.Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из интернета.
7. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения и письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен об этом сообщить взрослым.
В самом начале освоения компьютера родители должны быть примером для ребенка. Они должны помочь ему создать личную компьютерную среду и научить ею пользоваться.
На первых порах можно показывать ребенку семейные фотографии, играть с ним в развивающие игры, просматривать мультимедийные энциклопедии. Если дети начинают выходить в Интернет, родителям нужно садиться рядом с ними и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали взрослые.
Ознакомьте ребёнка с простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет Вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед.
Памятки по безопасности детей в сети Интернет
Информационная безопасность. Защита информации.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Многие родители задают себе одни и те же вопросы — насколько вреден телевизор для ребенка, с какого возраста можно разрешить малышу смотреть мультики и различные детские передачи, сколько времени ребенок может проводить у телевизора.
1. Это нужно для того, чтобы взрослый проконтролировал то, что смотрит ребенок, чтобы это был мультфильм, детская передача, детский фильм или программа о животных. Именно передачи о животных, кстати, наиболее полезны для детей
2. Пока ребёнок маленький, он далеко не все понимает, что же происходит на экране, хотя с большим интересом смотрит. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, стараться установить с ним диалог вокруг происходящего на экране. В результате обсуждения увиденного ребенок более раскрепощается, его речь развивается, словарный запас увеличивается. В этом, безусловно, есть плюсы просмотра телевизионных передач.
3. Возможно, наоборот, он стал замкнутым, раздражительным, нервным. В любом случае, даже если все нормально, нельзя разрешать ребенку неограниченно смотреть телевизор. А тем более самому выбирать, что смотреть, поскольку он может заинтересоваться вредной для него передачей. Если малыш не понял какую-то сцену, то необходимо дать ему разъяснение.
КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОДУКЦИЯ
Критерии безопасности детской книги
Санитарно-гигиеническая безопасность (они касаются размеров шрифта для каждого читательского возраста, ширины межстрочных интервалов, цвета бумаги, цвета шрифта, качества бумаги и качества типографской краски, качества клея.)
Морально-этическая безопасность (Книги (и это касается как детских, так и взрослых изданий) должны как минимум соответствовать действующему законодательству. Это значит, что в них не может быть призывов к экстремизму и терроризму, разжигания социальной, межнациональной и межрелигиозной розни.)
Педагогическая безопасность (То, что написано в детской книге, запоминается на всю жизнь. Любой факт, почерпнутый в детской литературе, кажется читателю непреложной истиной и влияет на формирование его картины мироздания. Так что в детской и в подростковой книге не должно быть, по крайней мере, вранья в фактах, даже в тех, что кажутся самыми незначительными)
Художественная безопасность (Речь идет о том, что и текст, и картинки в книге должны соответствовать хорошему вкусу.)
Мы видим, что существуют четыре критерия безопасности детской книги, причем три из них совершенно безусловные, потому что опираются на факты, нормативы и законы, а один — очень даже условный и субъективный.