version

Система коррекционного-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности.

Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития детей, восполнения пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового материала.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к восприятию и развитию ребёнка. Поэтому работа на индивидуально-групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие дошкольников, а не на тренировку психических процессов или способностей.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребёнка, исходя из понятия "зона ближайшего развития". Выбор оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении обучающих программ. Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на клинико-физиологическое и психолого-педагогическое изучения ребенка, находящегося в наиболее благоприятных условиях обучения. Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, "натаскивание" в каком-то одном навыке. Планируется не столько достижение отдельного результата, главное - создать условия, в максимальной степени способствующие развитию ребенка. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма имеет безусловный приоритет перед симптоматической коррекцией.

Коррекционные занятия проводятся с ребенком по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в развитии и обучении.

1. При изучении физического развития индивидуальных особенностей ребенка учитываются следующие показатели:

- динамика физического развития (анамнез);

- состояние слуха, зрения;

- особенности развития двигательной сферы, общей моторики;

- координация движений (походка, жестикуляция, удержание равновесия, темп движений);

- особенности работоспособности.

2. При изучении особенностей и уровня развития познавательной сферы необходимо отметить:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения, времени;

- особенности памяти, преобладание типа памяти;

- особенности внимания (объем, устойчивость, произвольность);

- особенности мышления (уровень владения операциями анализа, синтеза, сравнения и т.д.)

- особенности речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи)

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации включают следующие показатели:

- особенности отношений "воспитатель - воспитанник" (реакция на замечания, осознание неуспеха, отношение к неудачам, отношение к похвале);

- способность контролировать собственную деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы играют важную роль в процессе коррекции, поэтому исследуются:

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение;

- внушаемость;

- наличие аффективных вспышек, фобических реакций;

- отношение к себе, особенности самооценки;

- отношения с окружающими и т.д.

5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

Изучение индивидуальных особенностей детей, тщательное психолого-педагогическое обследование должны лежать в основе деления детей на подгруппы и определение содержания работы с каждой подгруппой. Так же это позволяет планировать сроки коррекционной работы.

обучение интеллект коррекционный умственный.

Сведения о групповых и индивидуальных коррекционных занятий