Учебно-методические пособия и дидактические материалы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, тяжелым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, со сложными дефектами).
Учитель-дефектолог
Наименование коррекционно-педагогической работы | Перечень документации, пособий, игр, литературы, оборудования. | |
Программы и материалы, дополняющие программы |
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, Е.А. Логинова, СПб ЦДК проф Л.Б. Баряевой, 2010. "Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей" Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева СПб, Детство-Пресс, 2012 Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубевал. В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н.Яковлева.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., СПб, 2014 «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина М.: Просвещение, 2013. |
|
Документация учителя-дефектолога |
Диагностические карты (по количеству детей). Список детей для занятий с учителем-дефектологом. Циклограмма профессиональной деятельности. График работы дефектологического кабинета. Журнал учёта посещаемости детьми коррекционных занятий. Годовые задачи организации коррекционно – педагогической работы на учебный год. Перспективное планирование. Понедельное комплексно-тематическое планирование. Тетради индивидуальной работы с воспитанниками. Тетради рекомендаций учителя-дефектолога родителям воспитанников. Журнал взаимосвязи учителя – дефектолога с воспитателями групп и специалистами. Календарный план работы на учебный год. Консультативный материал для родителей (законных представителей), |
|
Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта) |
О.Б. Иншакова «Альбом логопеда». Л.Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы». Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей С.Д. Забрамная «Диагностический материал» В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно» Пирамидки, матрешки, вкладыши деревянные, пазлы тематические, кубики, разрезные картинки, счетные палочки. |
|
Высшие психические функции | ||
Развитие мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия |
Сборные картинки – пазлы. Сборные картинки – кубики. Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши. Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки. Деревянная головоломка, «Пифагор», «Собери круг» Парные картинки, игра «Мемори» Счетные палочки. Лото/ Домино. Зашумлённые картинки и др. |
|
Развитие мелкой моторики |
Шнуровки. Игры с прищепками. Трафареты для обводки и штриховки. Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей. Массажеры для рук. Массажёр Су-джок. Вкладыши тематические. Конструкторы, счетные палочки и др. |
|
Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте |
Цветные круги (красные, синие, зелёные). Звуковая мозаика. Дидактическая игра «Ой, кто это?», «Ой, что это?» (деление слов на слоги) Доска настенная (большая)- магнитно – маркерная. Магнитные буквы. Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю. Кроссворды, ребусы. |
|
Развитие лексико- грамматического строя и связной речи |
Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты. Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами. Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений. Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы. Карточки на классификацию предметов. Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна.. |
|
Пособия |
Графические диктанты. 100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская Коврограф «ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В. Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева «Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко Методическое пособие «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет » альбомы №№ 1,2,3,4 Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2 для средней логопедической группы детского сада Н.В. Нищева Тетрадь №1; №2; №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста О.И. Крупенчук «Уроки логопеда» (комплексная методика подготовки ребенка к школе) для детей 4-6 лет Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева «По дороге к азбуке» части №№ 3,4 «Математика в детском саду» Метлина Л.С. «Развитие элементарных математических представлений» И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряева, Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» (математика для детей 4-5; 5-6; 6-7) Тетрадь с заданиями для развития детей «рисуем по клеточкам» Тетрадь №1; №2 |
|
Методическая литература (ЭОР) |
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : СПб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 4. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000 5. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 6. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998 7. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Мяч и речь. СПб, 2001 8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб, 2001 9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: Детство-Пресс, 2004. 11. Баряева Л.Б. Интегративная модель СПб 2005 12. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Изд: М.:Айрис-пресс 2005г. 13. Л.С. Цветкова. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г 14. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.: «Академия» 2002г. 15. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал). «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2007г 16. С.Д. Забрамная «Диагностический материал» «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»: 2000г 17. В.С. Володина Альбом по развитию речи «Говорим правильно» М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС» 2006г. |
|
Оборудование кабинета |
Детские столы. Детские стулья. Шкафы для пособий. Магнитная доска. Коврограф Лампа дневного освещения. |
|
Технические средства обучения | Компьютер, принтер. |
Учитель-логопед
Раздел коррекционно-развивающей работы |
Перечень пособий, игр, литературы, оборудования. |
Развитие речевого дыхания |
Игра «Кто спрятался за занавеской?» Ватные шарики. |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата |
Настенное зеркало. Индивидуальное зеркало. Шпатели (одноразовые). Перчатки стерильные. |
Автоматизация и дифференциация звуков |
Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах. Наборы парных картинок. Картинки на разные звуки. Альбомы по автоматизации звуков. Альбом «Автоматизация звука в игровых упражнениях». Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь. Звуковые дорожки для автоматизации поставленных звуков. Игровые пособия по автоматизации звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р. Дидактические игры «Парные картинки» на звуки: С-З-Ц, Ш-Ж-Щ-Ч, Р-Л. Игры для автоматизации изолированного звука, в слогах: Азбука в картинках; |
Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте |
Цветные звуковые круги (красные, синие, зелёные). Звуковая мозаика. Дидактическая игра «Звуковой домик» (деление слов на слоги) Магнитные буквы. Фонетические рассказы и сказки. Часть 1,2,3 ( для детей 5-7 лет) Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет Костылева Н.Ю. Кроссворды, ребусы. |
Развитие лексико- грамматического строя и связной речи |
Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам — раздаточный материал, плакаты. Иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами. Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений. Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы. Карточки на классификацию предметов. Рассказы о временах года. Осень. Зима. Весна. Созонова Н., Куцина Е. Составляем рассказы по картинкам. Тетрадь для детей 5-6 лет Бортникова Е. Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе Гомзяк О.С. |
Развитие слухового внимания |
Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки. |
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти |
Сборные картинки – пазлы. Сборные картинки – кубики. Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши. Деревянная головоломка, «Собери квадрат» Парные картинки, игра «Мемори» Счетные палочки. Лото/ Домино. Зашумлённые картинки. |
Развитие мелкой моторики |
Шнуровки. Игры с прищепками. Трафареты для обводки и штриховки. Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей. Массажеры для рук. Массажёр «Ипликатор Кузнецова». Вкладыши тематические. Конструкторы. Графические диктанты. 100 и 1 игра для развития ребенка. Г.Сташевская |
Педагог-психолог
Область применения | Название |
Познавательная сфера |
|
Эмоционально-личностная сфера |
|
Развитие речи (мелкой моторики) |
|
Зрительная гимнастика |
|
Дыхательная гимнастика |
|
Арттерапия |
|